Интернет-технологии: Преодолеть «типичные заблуждения»

Интернет как оружие экологического просвещения

Может ли интернет стать оружием? Может, если это — оружие просвещения. К такому выводу пришли участники состоявшегося в Красноярске Второго семинара-треннинга для неправительственных организаций России "Продвижение Интернет-ресурсов НПО для просвещения общественности и СМИ".

Организатором этого мероприятия, собравшего представителей экологических и правозащитных организаций из Москвы, Красноярска, Томска, Озерска, Челябинска, Хабаровска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Димитровграда и ряда других городов России и Украины, выступил Гражданский центр ядерного нераспространения (ГЦЯН) при содействии компании "Maxsoft" и Красноярского общества "Мемориал". Финансовую поддержку организаторам оказали Ploughshares Fund (США) и Посольство Королевства Нидерланды (Отдел социальной политики Matra).

Как сообщил "ПРАВДЕ.Ру" руководитель ГЦЯН Владимир Михеев , основной целью семинара было содействие росту профессиональных знаний НПО в сфере интернет-технологий для создания качественных, привлекательных и конкурентоспособных информационных ресурсов. По его мнению, эту задачу удалось успешно реализовать. Представители неправительственных организаций, среди которых — Сибирский природоохранный альянс, Агентство Информационного Взаимодействия "Планета надежд", Уральский экологический союз, Центр содействия гражданским инициативам, Центр экологической политики России, Цент ядерной экологии и энергетической политики Социально-экологического Союза и другие — получили возможность обменяться опытом в создании и продвижении собственных сайтов, обсудить насущные задачи, стоящие на повестке дня у экологов и правозащитников. Лекции и практические занятия вели известный эксперт в области интернет-технологий, действительный член Российской Академии Интернета Алексей Бабий и специалист по оптимизации сайтов, преподаватель учебного центра компании "Maxsoft" Наталья Коновалова. Перед участниками семинара также выступил оказавшийся в это время в Красноярске директор информационного агентства "memo.ru", руководитель региональной сетевой группы отделений "Мемориала", главный редактор ряда изданий ("Мемориал", "30 Октября", "Вестник Мемориала"), руководитель проекта "Кавказский узел" Григорий Шведов.

Алексей Бабий, который, по его словам, "не от хорошей жизни, а по долгу веб-обозревателя и члена различных жюри вынужден был просмотреть около 10 тысяч сайтов", сообщил слушателям (в числе которых был и корреспондент "ПРАВДЫ.Ру"), что, как это не печально, 90% сайтов Рунета "можно выбросить хоть сейчас, никто их не хватится". Что, в общем-то, обидно, поскольку все эти ресурсы создавались с самыми хорошими намерениями. Сказанное относится и к сайтам многих общественных организаций, поэтому, считает А.Бабий, представители НПО "должны избавиться от ряда заблуждений, свойственных владельцам и разработчикам интернет-ресурсов". Какие это заблуждения?

Многие считают, что стоит поместить в Сети информацию о своей организации, как о ней тут же узнает весь мир. "На самом деле сайт может навеки остаться неизвестным, — говорит А.Бабий. — На него просто никто не будет заходить, поскольку создатели ресурса не приложили никаких усилий к его раскрутке, или, будем употреблять более точный термин, продвижению. Для этого нужны не только усилия и время, но и средства, соизмеримые или превышающие те, что были затрачены на создание сайта".

Еще одно типичное заблуждение — "многие полагают, что вовсе не обязательно делать для своей организации большой и, главное, постоянно обновляемый сайт, достаточно завести небольшую страничку". Такая интернет-визитка стоит недорого, но вряд ли она сможет оправдать даже малые средства, вложенные в ее создание и продвижение. Собственно, стоит ли такую сетевую "визитку" продвигать? "Посетитель придет на нее, не найдет ничего интересного и уйдет, — считает эксперт. — Для небольших организаций это не так страшно, а для крупных — лучше вовсе не иметь никакого сайта, чем иметь дешевое и некачественное веб-представительство".

Заблуждениями также являются представления о том, что сайт НПО — это часть рекламной кампании (хотя PR - одна из важных целей, на самом деле, сайт следует рассматривать не только как часть рекламной акции, но как широкопрофильный инструмент, с помощью которого достигаются гораздо более важные для НПО цели), что сайт — одноразовая акция (и после приемки работы веб-студии работа считается завершенной, хотя "тут-то она только и начинается), что публикация материалов на веб-сайте ничем не отличается от публикации в газете, что качество ресурса можно оценивать лишь статистикой посещаемости...

Последнее утверждение было воспринято присутствующими не сразу: как, разве не количество хостов свидетельствует на самом деле о популярности того или иного ресурса? Но Алексей Бабий был тверд и проиллюстрировал свою позицию примером из своего опыта ведущего рейтинга красноярских сайтов: внезапно в первую десятку вышел ничем не примечательный сайт одной средней школы, причем резкий рост популярности этого ресурса не поддавался разумному объяснению. Более углубленное изучение вопроса позволило выяснить, что 99% посетителей приходили на него со ссылки в гостевой книге... английского порноресурса. Некий доброжелатель (как выяснилось, действовавший вполне сознательно) поместил там сообщение, что именно здесь можно найти "вот таких девочек". Это принесло ресурсу кратковременный всплеск популярности (эфемерный, потому что никаких таких "девочек", кроме завуча и директора школы, там не наблюдалось) и... исключение из рейтинга. Но ни на шаг не приблизило к достижению цели, которую, как утверждает эксперт, нельзя сводить только лишь к погоне за посетителями. Прежде всего, необходимо выработать видение проекта и определить цель, для достижения которой, собственно, общественной организации и необходим свой сайт.

"Нужно спросить у себя: какие проблемы мы можем решить с помощью сайта, если его нет, а если есть, задаться вопросом, какие проблемы существующий ресурс мог бы решить, но не решает", — говорит А.Бабий. В качестве примера такого подхода можно привести историю создания и работы руководимого им самим интернет-проекта — сайта Красноярского общества "Мемориал" (но об этом проекте мы подробнее расскажем позже).

С таким подходом согласна и преподаватель учебного центра компании "Maxsoft" (создавшей не один десяток сайтов "под ключ") Наталья Коновалова: "Один сайт может считаться раскрученным при цифре 100 посетителей в день, другой — если он имеет не менее тысячи посетителей в день". Однако, по ее словам, рост аудитории необходим любому ресурсу — "раскрутка и застой — понятия несовместимые, интернет является чрезвычайно динамично развивающейся структурой, поэтому отставание от общего ритма развития недопустимо". Чтобы не отставать, необходимо, опять-таки, преодолеть "типичные заблуждения", четко определить цель и целевую аудиторию (в противном случае можно и не начинать), овладеть инструментарием раскрутки (пренебрегая "нечестными способами", которые способны повредить репутации НПО) и работать, не покладая рук... При соблюдении этих и ряда других условий даже простой начинающий пользователь может создать популярный раскрученный сайт всего за один год, утверждает Наталья Коновалова, приводя конкретные примеры.

Словом, экологи и правозащитники узнали на семинаре в Красноярске много интересного и, главное, практически полезного. Как отметил в беседе с корреспондентом "ПРАВДЫ.Ру" представитель Центра содействия гражданским инициативам (г.Димитровград) и руководитель собственной web-студии Михаил Пискунов, "российским экологам вообще необходимо стать более прагматичными, научиться самостоятельно зарабатывать деньги и перестать быть зависимыми от грантов международных организаций — это вполне реально, поскольку экология является потенциально чрезвычайно прибыльной сферой деятельности".

Руководитель Гражданского центра ядерного нераспространения (г.Красноярск) Владимир Михеев выразил надежду, что подобные семинары-треннинги станут постоянными и внесут свой вклад как в развитие антиядерного движения, так и в развитие НПО России в целом".

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить