Американцы хотели купить броневик Ленина

Они предлагали за него 5 миллионов долларов. Но наши не продали святыню
До сих пор любой школьник знает, что революция началась с Ленина на броневике. Броневик этот под названием "Враг капитала" в советское время почитали не меньше самого вождя мирового пролетариата. Но в пору перестройки он, как и все советское, попал в немилость. С почетного места у Мраморного дворца его подвинули на задворки Артиллерийского музея. "Смена" навестила "Врага капитала" в изгнании.

Гроб на колесах

У броневика — английское происхождение. В 1915 году таких железных гробов на велосипедных колесах закупили в Англии около 200 штук. На поле боя четырехмиллиметровая броня легко пробивалась обычной винтовкой. В России колеса заменяли на сплошную резину, внутренности обивали войлоком, а на броню приклепывали еще один лист железа. Впрочем, додумались до этого слишком поздно — целых машин к тому времени уже почти не осталось.

Орудие дезертиров

"Ленинский" броневик никогда не был на фронте. Он прибыл из Англии уже сломанным. И всю войну проторчал в предреволюционном Петрограде вместе с другими "тыловыми крысами" - солдатами и матросами Петроградского гарнизона, категорически не желавшими отправляться под пули (из-за этого активного нежелания, собственно, и случилась революция).

На не раз окрашенном корпусе с трудом можно различить несколько вмятин от пуль, оставшихся от "испытаний" новой брони. К приезду Ленина эта машина была единственной в городе, остававшейся на ходу. И именно с нее в апреле 1917 года Ильич "толкнул" свою знаменитую речь.

Капитализм еще свое получит

Сейчас броневик украшает собой один из залов Артиллерийского музея. А мог бы украшать одну из центральных площадей Хельсинки или Вашингтона. Ленин подарил Финляндии независимость и за это возведен там чуть ли не в ранг святого. Официального предложения выкупить броневик финны так и не сделали, но в частных разговорах фигурировала цифра 3 миллиона тогдашних марок.

Мог "Враг капитала" отправиться и в самое сердце капитализма — в США. Руководитель одного из американских музеев сначала тоже предлагал за него 3 миллиона, но уже долларов. Потом увеличил сумму до 5 миллионов. И в общем-то ничто не препятствовало продаже. По закону, принятому в 1994 году, музеи имеют право продавать свои экспонаты в том случае, если не могут содержать их на должном уровне.

Но почти сразу же руководители крупнейших российских музеев выступили с резкой критикой подобных действий. Броневик остался в Петербурге. Кстати, отменен ли закон на сегодняшний день, не могут точно сказать даже специалисты-музейщики.


Пока музей не поддается на заманчивые предложения Запада. А "Враг капитала" стоит в музейном зале, вспоминая лучшие годы и былую значимость. Кто знает, может быть, когда-нибудь ему придется вернуться из изгнания и стать трибуной для очередного пламенного борца с живучим российским капитализмом?

Никита РУБЦОВ

Источник: Смена

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить