Маршрутные «газели»: надоело жить - садись

Арифметика риска

Увеличивая "наполняемость" пазиков и "газелей", их владельцы подвергают пассажиров смертельной опасности
Очередная "газель" всмятку, теперь уже с детьми: самое, пожалуй, громкое транспортное событие в Новосибирске. Слава богу, смерть на сей раз тихо прошла мимо по обочине, но рассматривать помещенные в газетах фотографии изувеченной "газельки" после злополучного столкновения с грузовиком, честно говоря, жутковато. По ним четко видно, что детишек спасло чудо в полном смысле слова — страшный по силе удар пришелся по касательной. Сместись машина хоть на полметра ближе к центру проезжей части — и шансов выжить в лобовом столкновении у них было бы очень немного.

Да, роковая случайность — разрыв шины на скорости, ведущий к потере управления. Бывает. Такое может произойти на любом полностью исправном транспортном средстве, исключая разве что не имеющую шин телегу. Так что теперь нам всем — перекреститься и забыть?

Не согласен! Ибо есть в этой истории минимум один, мягко говоря, не выпячиваемый аспект — арифметика.

Так вот — и все частные перевозчики, с которыми я беседовал по этому поводу, со мной согласны! — первый и главный, самый серьезный вопрос этой аварии, о котором деликатно умолчали на страницах прессы эксперты в погонах: СКОЛЬКО ВСЕГО ДЕТЕЙ БЫЛО В РАЗБИВШЕЙСЯ "ГАЗЕЛИ"?

По данным журналистов, которые, увы, разнятся, — от 13 школьников аж до 18! Из жалости к владельцу "газели" господину Москвину примем первую, минимальную цифру — роли это, по большому счету, не играет.

А теперь займемся той самой арифметикой. Недавно, в связи с участившимися авариями "газелей", руководство ГАЗа выступило в прессе с официальным заявлением: в Российской Федерации на сегодняшний день для маршрутных перевозок сертифицирован единственный тип "газелей" - модификация 322132 на тринадцать пассажирских мест! И все: любая ее переделка, направленная на увеличение числа пассажиров, — преступление, за которое завод отвечать не может.

Прикинем: в "газели" едет группа школьников с учителем. Два места впереди, рядом с водителем: на одном, очевидно, взрослый педагог, другое, согласно Правилам дорожного движения и требованиям безопасности, должно быть пустым — нельзя сажать ребенка на переднее сиденье! Итого тринадцать минус два: получаем максимально допустимое число попавших в аварию школьников — одиннадцать.

Сравнили с приведенными в прессе цифрами? То-то. Вот это и есть та самая арифметика смерти, за которую, по-хорошему, и водителю машины, и ее владельцу положено наблюдать небо в клеточку. Ибо каждый лишний школьник в "газели" сверх числа одиннадцать — это не только дополнительная потенциальная жертва в случае аварии. Лишние пассажиры в машине — это намного более тяжелые травмы у всех пострадавших при столкновении из-за тесноты и давки. Это невозможность максимально быстро покинуть салон, тогда как при авариях иной раз лишь секунды отделяют живое тело пассажиров, включая самых маленьких, от их же обугленного мяса: бензобаки "газелей" имеют неприятное свойство гореть и взрываться при ударе. И так далее.

Лично мне не доводилось видеть разбившуюся "газель" с госномером 801 на линии. Но по количеству пострадавших могу предположить два варианта. Менее вероятный: на законные 11 мест в салоне набилось примерно полтора десятка школьников по принципу "в тесноте — не в обиде". И более вероятный: речь идет о самовольно переделанной машине с увеличенным числом мест — мне на новосибирских маршрутах знакомы аж 17-местные переделки! Но объединяет оба этих варианта одно — за то и другое по закону и по совести положено отвечать, ибо то и другое автоматически увеличивает не только финансовую выручку, но и число жертв даже при случайной трагедии с "газелью".

А при чем тут ГИБДД, спросите вы? Да при том, что любой ее инспектор ОБЯЗАН любую переделанную или перегруженную сверх нормы маршрутную машину мгновенно снимать с линии — прежде всего в интересах безопасности горожан!

Проверка — проще пареной репы: взмахнул жезлом да пересчитал тех же ребят в машине. Но мы как-то больше джипы да иномарки вылавливаем на "бабки". Вот и эту "газельку" господина Москвина все придорожные "гаишники" пропустили без проблем. И черт ее угораздил гробануться прямо вместе со сверхнормативными школьниками в салоне! А из-за этого теперь кто-то тоже должен ответить своими погонами и звездочками на них — а отвечать-то ох как не хочется. Вот и не упоминают интервьюируемые хлопцы в мундирах этот деликатный момент ни в одной газете — авось не углядят, пронесет.

Считайте, что не пронесло. А даст бог, углядит его и руководство областного УВД во главе с генералом Соиновым — тогда ответить придется на всю катушку. Ибо самое страшное в том, что наша городская ГИБДД не только не борется с этим опаснейшим явлением — она в лице своих районных отделений его вот уже несколько лет ОФИЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕТ И УТВЕРЖДАЕТ. А это значит, что в любой момент и в любой точке опять может произойти непоправимое.

Я не открываю никакой Америки таким серьезным заявлением, полностью "отвечая за базар", — об этом писалось не раз, в том числе и нами на страницах "Вечерки". Официальной реакции на сегодняшний день — ноль, причем абсолютный.

А дело вот в чем. Количество сидячих мест для пассажиров в наших самых ходовых маршрутных машинах — пазиках и "газелях" - четко определено требованиями заводов-изготовителей: 25 мест в пазике и 13 — в "газели". Однако наиболее ушлые из наших предпринимателей в погоне за прибылью просто снимают часть сидений в пазиках, увеличивая число стоящих пассажиров, или добавляют их в "газелях", где, как известно, нельзя стоять, но людей можно заставить сидеть в позе скрюченной бочковой селедки. А потом эти незаконные изменения в салонах, прямо влияющие на безопасность движения, утверждаются (разумеется, бесплатно?) в районных ГИБДД прямо в регистрационных карточках на автобус или "газель".

В ходе рейдов мне лично, к примеру, доводилось держать в руках регистрационные карточки пазиков, выданные в Октябрьской и Заельцовской ГИБДД, где четко значились 21 и даже 20 сидячих мест вместо положенных 25! Благодаря этому в час "пик" в такой "облегченный" автобус вместо максимальных по требованиям завода-изготовителя 36 пассажиров вполне могут набиться человек 60-70. Выручка пропорционально растет, но дальше просто не выдерживает тормозная система пазика, не рассчитанная на такую загрузку и бесконечные рывки в наших "пробках". Мне продолжать мысль, или пусть врачи-реаниматоры ее продолжают? Кстати, именно по этой причине в прошлом году произошла страшная катастрофа пазика с многочисленными жертвами в Чувашии: перегруженная стоячими пассажирами машина со снятыми, как в Новосибирске, сиденьями (!) из-за ошибки водителя вылетела с дороги в обрыв уже неуправляемым снарядом без тормозов.

То же самое и с "газелями". Переделывает, к примеру, частник под перевозки пассажиров грузовой фургончик-"газель" ГАЗ-2705 (технически это несложно: убирается перегородка, прорезаются окна и ставятся сиденья, сколько влезет) — и наша новосибирская ГИБДД это дело благословляет! Бегают такие машины и у нас, причем по сей день. Да и ставят дополнительные сиденья в салон нормальной "Газели"-322132 опять же не без визы ГИБДД, ибо без нее вся дорога — до первого инспектора!

Кстати, сегодня в Москве и Питере всем переделанным "газелям" (пазиков там на маршрутах нет) объявлена лютая война, ибо все "маршрутки", разбившиеся там, были именно с дополнительными сиденьями. У нас же в Новосибирске в этом плане тишь да гладь — и бледные от пережитого ужаса дети на больничных и домашних койках.

Взглянем им в глаза, господа взрослые, и спросим себя: так что, ждем следующих пациентов, больших и маленьких, или все-таки начнем наводить порядок?

Вечерний Новосибирск

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе