Белые рабы для черной Африки

Некогда богатый моряцкий и рыбацкий край - Калининградская область - рыбу ныне покупает за границей.
В регионе, по оценке председателя Калининградской региональной организации профсоюзов моряков Вадима Мамонтова, примерно еще семь тысяч квалифицированных работников плавсостава. По официальной статистике калининградские рыбаки-моряки занимают четвертое место в России по статье "экспорт морской рабсилы": примерно 1300 человек в год отправляются работать под иностранные флаги. Флота под национальным флагом России в самом западном регионе, где каждая третья семья была связана с морем, практически не осталось.

Куда делся транспортный рефрижераторный флот( примерно 110 плавединиц) сегодня вряд ли кто ответит. Две некогда мощнейшие рыбопромысловые организации - Тралфлот и Пионерская океаническая база влачат жалкое существование и оперируют примерно 10 процентами того флота, который был на момент приватизации. Впрочем, по словам Вадима Мамонтова, если калининградский траулер и ходит под российским флагом, далеко не факт, что он что-то там приносит в госбюджет. Обычно оператор такого судна ( он же доходный судовладелец, он же грузовладелец , и он же работодатель) персона из офшора. Эта мутная юрисдикция затем аукается плавсоставу, когда зарплата задерживается или вовсе не выплачивается, когда экипажи бросают вместе с плавстарьем где нибудь в Африке, или когда, не дай Бог, тело бывшего кормильца возвращают в дешевом гробу без какой либо компенсации.

Таких примеров в некогда цветущем рыбацко-моряцком крае сплошь и рядом. Почти семь лет в африканском плену в Анголе выживал капитан БМРТ "Отрог" Сергей Суворов, который слал в Россию телеграммы вот такого содержания :  "..нет продуктов, пресной воды, медикаментов, моющих средств, постельного белья. Судно обесточено. Если найдем где-то продуктов, готовим на костре. Африканские болезни одолели. В госпиталь не принимают: надо платить. Не выдержав такого состояния, многие члены экипажа из 62 человек покинули судно. Нас осталось только семеро. От малярии и голода умер старший механик А. Чернов..."

Экипаж "Отрога" и сегодня продолжает судебную тяжбу за свои африканские страдания - выплату зарплаты в полном объеме. В Калининграде уже прошло четыре судебных заседания, на которых судовладелец "Отрога" гражданин "мира" Михаил Литвак так и не появился.

Пять месяцев в своеобразном плену в Гвинее - Биссау находился и экипаж МРТР-0271 "Переславск". "Я в море хожу 26 лет, работал длительное время у берегов Анголы, но в такую ситуацию попал впервые. - рассказывал капитан "Переславска" Владимир Заверяхин. - Хозяин фирмы, которой принадлежал "Переславск" обрисовал мне радужные перспективы. Я быстро собрал экипаж, заключили контракт на семь месяцев и ушли ловить рыбу к берегам Гвинеи. На отходе хозяин выдал нам по 200 долларов. У берегов Гвинеи взяли на борт троих местных матросов и наблюдателя (такое правило), разведали район. Рыбы там достаточно много, начали работать по нарастающей. И вдруг команда "Стоп" У причала мы простояли несколько дней. А потом меня и капитана МРТК-1092 арестовали, посадили в тюрьму. Правда, как таковой тюрьмы в Биссау нет. Ее заменяет обыкновенный сарай с глиняным полом. Более двух суток в гвинейской тюрьме не сидят, потом или расстреливают, или выпускают. Нас арестовали из-за неуплаты хозяином денег гвинейским морякам. Но через четыре часа разобрались, что вины в том нашей нет,. Что он и нам не платит, и выпустили. И начались мучения..". Вернулись в Калининград рыбаки благодаря лишь стараниям МИДа и администрации области.

Из всех историй, в которые попадают пахари моря у берегов Африки, выводы так и не сделаны. Правоохранительные органы не произвели "зачистки" работодателей - жуликов и проходимцев. Россия продолжает оставаться поставщиком дешевой рабочей силы для недобросовестных работодателей. И по прежнему моряков и рыбаков вместо заработков часто ожидает плен и унижение.

По иску рыбаков в порту Бремерхафена арестован траулер "Багратионовск", в порту Бронхольм арестован траулер "Салус", плавающий под флагом Белиза, без зарплаты возвратился из Мавритании экипаж траулера "Алексей Грачев". В водах Анголы, по сообщению МИД РФ, "загорают" примерно два десятка рыболовных судов: экипажи российские и украинские, а судовладельцы сплошь из разных офшоров. Калининградцами укомплектованы траулеры "Сатурн", "Бонито" и "Офелия" - всего 150 человек.

Нельзя без содрогания читать информацию консульского отдела посольства РФ в Анголе о положении на некоторых судах. "Требуя задержанную зарплату, ст. механик и матрос судна "Нефритовый" затеяли ссору с остальными членами команды, взломали дверь в каюту капитана, выпили все имеющееся там спиртное и, спустившись в трюм, стали угрожать затоплением судна, а затем открыли кингстоны. Только вмешательство специалистов дока не позволило судну лечь на киль, увлекая за собой два пришвартованных испанских судна.." "....Только что списанный за недостойное поведение с РКМРТ "Измайлово" и принятый на "Нефритовый" российский гражданин скончался от токсического шока, выпив по ошибке подготовленный для технических нужд формалин. Руководство компании-оператора "Семар", ссылаясь на то, что этот моряк ни дня не проработал на судне и умер по собственной неосторожности, категорически отказалось заниматься оплатой расходов и оформлением отправки тела умершего в Россию..".

На юге Африки в порту Уолфиш-Бэй так же застряло три российских рыболовных экипажа. Список можно продолжать. Права оказавшихся по вине недобросовестных владельцев белых рабов в черной Африке защищает профсоюз моряков и международные адвокатские бюро. Родная Россия вставляет лишь палки в колеса. В этом году вступил в действие новый гражданско-процессуальный кодекс, статья 28 которого гласит: "Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации". Если раньше можно было наложить арест на имущество недобросовестного судовладельца в любом российском порту, то теперь, благодаря Закону, всех можно послать в офшор.

Помимо пресловутого несовершенства законодательства, не решен вопрос за чей счет должны быть репатриированы моряки в случае форс-мажорных обстоятельств. Отсутствует в России и система лицензирования деятельности, связанная с трудоустройством гражданина РФ за границей.

Председатель Калининградского региональной организации профсоюзов моряков Вадим Мамонтов считает, что проблему оплаты возвращения моряков, пострадавших от рук судовладельца, можно разрешить по аналогии с международным опытом, когда при получении лицензии агентство перечисляет на депозит государственного ведомства определенную сумму в качестве залога- страховки на случай возможно форс-мажора. Эти и многие другие предложения российского профсоюза моряков доведены давным давно до депутатов Государственной думы и высших органов власти. Реакции пока никакой.

Валерий Громак
Источник:
Русский курьер "> Русский курьер

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *