Второе пришествие евреев в Россию

Когда в нашей стране наступило время перемен, начался массовый исход евреев в землю обетованную. Правда, там, где "на четверть бывший наш народ", тоже жить небезопасно из-за арабских террористов, но уровень жизни намного выше, чем у нас. Однако не все российские представители "богоизбранного народа" уехали на историческую родину, в Омске, к примеру, все еще проживает около 10 тысяч евреев. Чтобы нести омским евреям "слово Божье", в сентябре 2001 года к нам приехал из Израиля раввин Ошер КРИЧЕВСКИЙ. "КВ" решили расспросить его о том, прижился ли он в Омске и как поживает местная еврейская община.

Ошер КРИЧЕВСКИЙ родился 29 мая 1978 года в городе Бер-Шева в Израиле. До 13 лет учился в хедере — общеобразовательной религиозной школе, потом в ишиве — высшей религиозной школе в Иерусалиме. В 1996 году продолжил образование в Нью-Йорке, в 1997 — 1999 годах преподавал в ишиве Буэнос-Айреса, одновременно сам продолжал в ней обучение. В 1999-2000 годах был на практике в Берлине по специальной программе подготовки раввинов. В 2000-2001 годах продолжил обучение в Тель-Авиве. В сентябре 2001 года был назначен главным раввином Омска и Омской области.

- Как вы решились приехать из теплых краев в наш далекий, холодный сибирский город?

- Я исповедую идеи хабада, которые сформулировал Любавический Ребе, главная из них — развивать еврейские традиции везде, где живут евреи. Получив религиозное образование, я начал искать место, где мог бы найти применение своим знаниям. Мой старший брат к тому времени уже стал раввином в Уфе, так что это у нас "семейный вирус". Мне предложили на выбор поехать в Сочи или Омск. Я выбрал Омск, потому что здесь живет вдвое больше евреев, чем в Сочи.

К тому же мне рассказывали, что сибиряки очень хорошие, приветливые люди, я рад, что это подтвердилось. Из рассказов моих родителей я считал, что в Сибири гораздо страшнее, а на деле все оказалось намного лучше. Конечно, здесь зимой очень холодно, особенно по сравнению с Израилем, где зимы вообще нет. Но я быстро усвоил истину, что сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Я стараюсь хорошо одеваться, поэтому холода для меня не проблема.

- Судя по вашей речи, вам пришлось осваивать не только местный климат, но и русский язык?

- Мои родители уехали из Советского Союза в Израиль в 1971 году, папа москвич, мама родом из Баку. Они были немного обижены на советскую власть, поэтому меня и десятерых моих братьев и сестер русскому языку не учили. Мой прадед отсидел 20 лет в тюрьме при советской власти за свои религиозные убеждения. Вообще, насколько я знаю, в советские годы евреям было очень трудно сохранять свою веру, потому что государство было против любойрелигии вообще, а иудаизма — в особенности.

За два года я в основном освоил русский язык, но говорю еще с сильным акцентом. Пока учился, мне многие помогали осваиваться в новой среде. В Омске очень доброжелательные люди, мое незнание языка не помешало мне налаживать контакты.

- Что для вас стало главной проблемой при адаптации?

- Конечно, я скучаю по своей семье, оказавшись так далеко от родного дома, но есть телефон, Интернет, благодаря которым можно поддерживать связь с родными. Но самая большая проблема — это питание, в Омске почти ничего не могу купить из кошерных продуктов. Только иногда случайно в продаже появляются импортные кошерные продукты. Поэтому молоко мне присылают из Израиля, куриное и говяжье мясо — из Москвы.

Законы кошрута (кошерные продукты) — это способ сохранения еврейского народа. Я уверен, что со временем в омских магазинах появятся специальные отделы, гдеможно будет купить кошерные продукты. Если есть спрос на такие продукты, то рано или поздно должно появиться и предложение.

- Вы жили в Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе, по сравнению с ними Омск, наверное, выглядит очень бледно?

- Недостатки есть везде, но я отношусь к ним спокойно. В более развитых странах тоже все не за один день делалось. Возможностей у властей на все не хватает, однако чувствуется движение к лучшему, на моих глазах город меняется. Я побывал во многих российских городах, Омск на их фоне выглядит совсем неплохо: очень зеленый, с красивой архитектурой.

- Вы ехали сюда со многими идеями, какие из них удалось воплотить в жизнь?

- Можно сказать, что пока я много чего не достиг из того, что планировал. Главная моя идея — объединить всех омских евреев в одну дружную семью. В Омске работают три еврейские организации: религиозная община, общественная организация "Шалом ХХI век" и представительство Еврейского агентства в России. Моя задача, чтобы все мы работали совместно.

Община ведает религиозными делами, организует бесплатную столовую для пожилых евреев, воскресную школу для детей. Община — это прежде всего общение между людьми, она помогает решать не только религиозные, но и любые вопросы, и не только евреям. Совсем недавно передали полученное из Израиля детское питание домам ребенка № 1, 3."Шалом ХХI век" организует работу хэседа — культурного центра, занимается благотворительностью, оказывает помощь малоимущим.

Омское представительство Еврейского агентства в России занимается вопросами эмиграции евреев. Когда объединяешь усилия, многое получается. Так, в последние два года в Омске организуется детский летний лагерь "Ган Исраэль", выходит ежемесячная газета "Ахдут" ("Единство"), которая призвана стать трибуной для омских евреев. К еврейским праздникам проводятся вечера с концертной программой, работают молодежный и женский клубы, в воскресной школе дети обучаются еврейским традициям, языку и компьютерной грамоте. С 1 сентября начнет работать еврейский детский сад, где будет общеобразовательная программа с религиозным уклоном. Есть планы по открытию средней школы, компьютерного класса и библиотеки. Но на это пока не хватает средств и помещений.

- Если вы заговорили о средствах, то позвольте спросить, а на какие деньги существует омская еврейская община?

- Большая часть средств пока поступает из Москвы, но и омские евреи помогают деньгами, чтобы община развивалась. Причем не только состоятельные, даже некоторые пенсионеры жертвуют по 100 рублей из своих небольших пенсий. Пожертвования играют очень большую роль в еврейской традиции, и я рад, что она не затухает.

Здание омской синагоги было построено около 150 лет назад именно в этом качестве. При советской власти его, к сожалению, экспроприировали и использовали под другие цели, но в начале 90-х вернули общине. Мы не смогли найти помещение для общинного центра, поэтому выкупили участок земли напротив синагоги, как только появятся средства, приступим к строительству.

- Вы, как раввин, несете евреям религиозное учение, которое еще недавно называли "опиумом для народа". В этом ваше главное предназначение?

- Иудаизм отвергает идеи миссионерства. Мы никому не навязываем свою веру, привлекаем людей через культуру, ведь религия — это старая культура. Моя задача — создать условия для того, чтобы желающие соблюдать еврейские традиции смогли это делать. Нет неверующих евреев, есть нерелигиозные. Многие просто не знают, что они евреи, потому что по российским законам национальность определяется по отцу, а по еврейским — по матери. В советское время люди старались не афишировать свою принадлежность к еврейству, вот и получалось, что евреи ассимилировались.

Талмуд учит, что в создании ребенка участвуют отец, мать и Бог. Если в Бога веришь, когда это выгодно, то это не вера, а простая математика. Обычно про Бога вспоминают, когда плохо, вот к нам приходит много писем из колоний от осужденных. Главное — чтобы люди верили, что вера в Бога может им помочь, и могли обратиться за помощью в синагогу и получить там ее. Моя цель — помогать евреям, где бы они ни жили. Пока в Омске останется хоть один еврей, я отсюда не уеду.

- Часто ли вы сталкиваетесь с фактами антисемитизма в нашем городе?

- В синагоге несколько раз разбивали окна, иногда по городу появляются антисемитские надписи на заборах, но это мелочи. Омск в этом отношении достаточно спокойный город, особенно по сравнению с другими российскими регионами в европейской части.

В том, что в Омске нет особых проявлений антисемитизма, заслуга местной власти. Я встречался с вице-губернатором Алексеем КАЗАННИКОМ, курирующим религиозные вопросы, он всегда старается помочь, когда это нужно.

- А как складываются ваши отношения с представителями других конфессий?

- На межконфессиональной конференции я общался с отцом ФЕОДОСИЕМ илидерами омских мусульманских общин, но личных отношений между нами, к сожалению, нет. Но я надеюсь, что они появятся для пользы общего дела. Ведь Бог один, только верят в него по-разному.

- Ну и напоследок хочу спросить, как проводит свободное время главный омский раввин?

- Суббота для евреев — день отдыха, в этот день даже телевизор смотреть нельзя. Стараюсь побольше быть с женой, которой кроме меня в Омске просто не с кем поговорить на ее родном иврите. Чтобы не отрываться от своей страны, регулярно смотрю по Интернету израильские новости. Читаю в основном религиозные книги, слушаю еврейскую музыку. Моя мама окончила консерваторию, воспитывала нас на классической музыке. Я очень люблю Чайковского, Баха, Моцарта, но слушать их нет времени, а порой и возможности.

Беседовал Андрей Коломиец
Коммерческие вести

Обсудить