Направление прорыва: православная юность

Тезисы

«Юность ─ это возмездие»
(Эпиграф из Г. Ибсена
к неоконченной поэме А. Блока)

 

 

1.  Истины с течением времени не меняются по существу, но могут уточняться по форме.   Для хрестоматийной статьи о. Андрея Кураева «О нашем поражении» можно было бы предложить другой, более точный заголовок: «О нашем отступлении ».

Точность здесь куплена ценой двусмысленности, и можно понять, почему о. Андрей выбрал именно свой вариант заголовка: ведь в данном контексте ─ и в наше прискорбное время ─ слово «отступление» прежде всего связывается с отпадением от Христа.   Речь, между тем, идет всего лишь о военном значении этого слова, об отходе с территории под ударами противника.

На оперативной карте человеческой истории стрелки наших отступлений разсыпались густой сетью с незапамятных времен. И если слезы и кровь Новомучеников ХХ века принесли Православию неслыханный триумф, то ведь и отступлений мы видели предостаточно. В будущем ─ как в отдаленном, так и, возможно, в самом скором, ─ нам предстоит дальнейшее отступление, и мы, по слову Спасителя, обязаны к нему подготовиться.   К отступлению ─ но не к поражению.   Отступая сегодня на нашем земном фронте,   согласно стратегическому плану Нового Завета, впоследствии мы должны стать участниками грандиозной и окончательной победы над врагом.

Отсюда легко понять, чего хочет враг.   Он хочет обратить наше отступление ─ пусть трудное и горькое, но планомерное и организованное ─ в поражение : разгром, бойню, мясорубку.   Изо всех своих сатанинских сил он стремится лишить нас плодов грядущей победы.   Добьется ли он своего?   Вопрос для каждого в отдельности, но также и для всех нас вместе.

2. Сняв обе пары модных очков ─ и розовых, и черных ─ мы обнаружим, что линия нашей обороны прорвана на одном из направлений, и наступлению противника здесь ничего не препятствует.   Направление это ─ молодежь обоего пола в возрастных рамках от физического созревания («переходного возраста», 13-16 лет) и до тех пор, пока не клюнет жареный петух, или же до смерти: кому как повезет.   О конкретных фактах этого наступления напоминать не нужно; захват молодежи силами противника происходит единообразно почти во всех уголках Земли (кроме, вероятно, стран Ислама ─ NB ), разница лишь в сроках и темпах. Чтобы понять, каким образом возник прорыв, сопоставим наше прошлое с настоящим:

а) Ребенок растет в православном окружении.   С трех лет, когда он начинает бегать, говорить и понимать речь, и до 12-14, когда он оформляется в независимую личность, у него есть, грубым счетом, десять лет на подготовку в свободном режиме: он живет все эти годы в церкви и в Церкви, впитывает в себя ее быт, ее язык, ее разум, ее эстетику, ее мировоззрение, ее дух и ее Дух.   Кем бы он ни был ─ самородком или простачком,   авантюристом или лежебокой, сорви-головой или мечтателем, ─ за эти годы он узнает и полюбит Церковь, и в ней ─ Невидимого Бога.

Начинается «трудный возраст»; возможен и даже вероятен некий конфликт с прежней средой.   Но блудный сын не успевает уйти «в страну далече»: разбив себе нос на первых ухабах, он торопится назад, «в тот единственный дом», которым за годы детства стал для него храм Божий.  

А дальше младшее поколение продолжает взрослеть и неуклонно сближается с поколением отцов, уже не по детской привычке, а на твердой основе собственного жизненного и духовного опыта.   И безсмертная шутка Марка Твена ─ «Когда мне было 16 лет, мой старик был непереносим, но прошло всего два года, и я диву даюсь, какие успехи он сделал» ─ говорит о том, как возсоздается каждая семья и целиком вся нация, в обновляющемся союзе взаимной любви, фундамент которого ─ в Церкви.

б) Ребенок растет между телевизором, полусредней школой, дикими родителями и домашней бабушкой.   Что он сумеет вынести из церкви, пройдя свой срок подготовки?   Давку в храме, год Миланского эдикта, невразумительного псаломщика и безконечные пререкания со старшими.   Прекрасно; враг, ухмыляясь, ждет заветного возраста.

Наступает возраст; вчерашний ребенок спокойно плюет на родителей, столь же спокойно ─ на Божий храм, и уходит прочь.   Враг приветствует его; продолжается сюжет притчи о Блудном сыне.   Иные «приходят в себя» только за решеткой, и это еще далеко не худший вариант.

Может ли молодой человек найти в храме защиту от врага, как это было прежде?   Вроде бы да, может, ─ но вот тут-то и прорван наш фронт! Этот дом для него ─ чужой дом .   Чужой быт, чужой язык, чужая эстетика, чужой дух.   Чужой Дух.   Помявшись с ноги наногу, поглазев по сторонам, машинально поставив свечку, он поворачивается и уходит.   Остается непонимание, отчуждние, гибель семьи, общества, нации.   Гибель души. Разгром.

3. Заметим, что успешное сопротивление противнику ─ т.е. нормальное развитие юношества по первой из двух вышеприведенных схем ─ встречается хоть и нечасто, но повсеместно, во всех религиозных и социальных группах.   Это придает нам уверенности, что прорыв можно ликвидировать прямыми и немедленными практическими мерами.

Основа успеха боевых (как и всяких) действй ─ трезвая оценка обстановки.   Мы должны признать преимущество врага: сегодняшняя молодежь либо вовсе вовсе никогда не принадлежала Церкви, либо была потеряна в годы своего детства , лет 5-10 тому назад, и мы в буквальном смысле машем кулаками после драки.   Мы толкуем, как нужно воспитывать детей, чтоб они не расчеловечились в будущем, а между тем «воспитанные» дети на грани расчеловечения все большими массами ждут нашей помощи здесь и сейчас.

Итак, заслон врагу можно поставить в том случае, если церковь для молодежи станет своим домом .   Это понимают все; в инославных конфессиях накоплен обширный опыт (причем в их контексте ─ опыт положительный), как «приспособить религиозную жизнь к духовным запросам и интересам молодого поколения»... Ясно, как день, что это ловушка.   Буквально по учебнику военного искусства, отборные силы врага собраны за линией фронта, готовые броситься в бой, лишь только мы возьмемся затыкать прорыв, привлекая к себе молодежь «прогрессивными взглядами», «современным языком», «интеграцией с мировыми религиями», «христианской рок-музыкой»…   От нас ждут, чтобы мы приземлили Церковь, приблизили ее к стандартам нынешнего века: этого не будет .   Совсем недавно, во время обновленческого раскола, русские получили очень своевременную прививку от модернизма.

4. Итак, нецерковная молодежь должна прийти в Церковь, но   Церковь ─ Небо на земле ─ слишком высока для большинства из них.   Безысходное противоречие?   Ничуть.   У нас есть лестница, которая плавно и естественно ведет прямиком к церковному порогу: надо всего лишь напомнить им о ее существовании.   Наша молодежь нецерковная, это правда; но она ─ все еще! ─ русская .   Лестница в Церковь ─ Россия .

Снова и снова говорят о той пользе, которую Церковь приносит России, и говорят в основном верно.   Но сплошь и рядом упускают обратную пользу, обратную задачу, которую Россия решает для Церкви, для Вечности.   Нетрудно видеть, что важней.

Русскость не заменяет собой Православия (как это кажется некоторым, особенно из-за рубежа); русскость приводит людей , особенно молодых, к Православию .   Приводит, что очень важно, всех вместе: если в Церкви каждый сам движется по своему пути духвного восхождения, то на подходе к Церкви необходимы общие усилия.

Численно и материально, по сравнению со всей Россией, Церковь невелика.   Своим прорывом враг пытается изолировать нас, не допустить, чтобы русское юношество стало православным.   В ответ мы обязаны начать нашу миссию к юношеству далеко за порогом храма .

5. Практически это совсем несложно.   Существуют сотни и тысячи русских («национально-патриотических») организаций, движений и групп самых разных направлений, которые могут стать зернами православной миссии к юношеству.   Приходам не надо с ними конкурировать, наоборот: надо помогать им расти и расширять свое влияние за счет участия православных.

Православный верующий на может допустить мысли: «То-то и то-то (охрана улиц, народная газета, помощь престарелым, студенческий дискуссионный клуб и т.д. и т.п.) ─ нецерковное дело».   Всякое такое доброе дело становится церковным, коль скоро через него можно усилить контакт Церкви с окружающим миром .   И приходы, и епархии должны направлять людей для участия в русском движении, разсматривая их как бойцов на участке прорыва ─ то есть, как миссионеров .

Выбор колоссально широк и диктуется практическими условиями.   Видимо, есть смысл в возрастной интеграции ─ чтобы, например, подростки участвовали в патрульных отрядах наравне со старшими.   Юношам и девушкам, подойдут разные формы работы, если по самой природе им даны разные душевные таланты: одним ─ сила и мужество, другим ─ доброта и милосердие.   Особое внимание надо обратить на миссию в высшей школе : это, быть может, и самый важный участок, и самый трудный.   Студенческая среда у нас традиционно заражена худшими недугами, но есть у нее и сильные стороны, на которые можно опереться: любознательность, искренность, разум.

В конструкции «Я русский, следовательно, я православный» молодежи непонятен смысл заключения; пройдут годы, пока они что-то всерьез здесь поймут… Но смысл посылки понятен и близок.   Раз так, то их путь к Православию начинается именно отсюда.    Поможем им для начала стать вполне русскими: тогда Церковь для них приобретет черты родного дома.   И они придут и останутся.

Иеродиакон МАКАРИЙ

"Радонеж"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить