Лучшая месть Турции - игнорирование

"Отвечать Турции нужно экономическими мерами"

Экономическая война с Турцией неизбежна

Едва только Турция сбила российский бомбардировщик "Су-24", как в блогосфере и комментариях появилось немало горячих негодующих откликов с призывами "поднять", "ударить", "показать" — одним словом, поступить так, как в современную эпоху государство, обладающее сверхмощным ракетно-ядерным оружием, поступить просто не имеет права.

Жизнь человека священна, но жизнь очень многих людей священна еще более. Да, но как-то же надо ответить? Надо, и вариантов тут очень много. Экономист предложит свои, политик свои, а вот у специалиста по связям с общественностью оружие свое — управляемая информация!

"Пенсион для предерзостных газетиров"

Сначала давайте вспомним, как управляли информацией в прошлом. Например, успехи русского оружия под Нарвой в 1709 году вызвали на Западе очевидное недовольство "газетиров", которые тут же начали запугивать Европу дикими ордами царя Петра и расписывать жуткие муки, которым шведские солдаты якобы подвергались у русских в плену. Им проделывали отверстия в боках (!), засыпали туда порох, поджигали и так отпускали бегать…

От российского посланника в Голландии поступило предложение, так сказать, "спонсировать их нужды", но сначала правительство побоялось так сделать. Ведь "газетиров" очень много, всех не купишь. Однако оказалось, что достаточно "дать" только некоторым, самым "голосистым". Те отнеслись к подачкам от России с полным пониманием, резко изменили тон, а им вслед пристроились и все остальные!

А теперь допустим, что… вы человек, собирающий деньги на войну в Европе, ну, а живете вы в Австралии в 1916 году. Война — далеко, Британия, конечно, мать-родная, но ведь и о своих нуждах нельзя забывать. Как заставить людей раскошелиться? А вот как: поставить посреди городской площади сделанный из фанеры макет танка, превратить его в трибуну и вещать с нее, что, вот мол, такая машина войны мигом покончит с распроклятыми германцами, поэтому… покупайте облигации военного займа!

Люди любопытны как обезьяны и даже еще любопытнее. Они подойдут, посмотрят, удивятся и за свое удивление заплатят покупкой облигаций! И так сделали именно в Австралии и собрали £237 000 — сумму совсем не маленькую!

Умный итальянец и "бесстыдный экстраверт"

Коммуниста Питера В. Коччиони — первого американца итальянского происхождения, избранного в правительство штата Нью-Йорк — хотели освистать на первом же его выступлении зимой 1942 года, все пищалки "уйди-уйди" раскупили в окрестных магазинах. А он взял, да и предложил ввести бесплатный проезд для всех военнослужащих в форме.

Мол, 90 центов из одного конца Нью-Йорка в другой — дорого, а зарплата рядового солдата и моряка совсем невелика. И… никто и слова против не сказал, потому, как США воевали с Японией и Германией, и какой политик рискнул бы в такой ситуации карьерой? Здесь эффективный PR был дополнен экономическим расчетом, но успех и рост популярности его превзошли все ожидания!

А вот другой пример. Уже из недавнего прошлого. В годы так называемой "разрядки международной напряженности", которая в США получила название "дейтант", советское ТВ договорилось с американским о показе фильма о жизни советских женщин. Ничего менять в нем и дополнять его было нельзя, так что наши пропагандисты рассчитывали на большой успех. И вот фильм показали. Советская женщина в кабине космического корабля, на мостике теплохода, в кабине трактора…

Ну и так далее — люди старшего поколения видели таких фильмов десятки. Показ закончился и… что было делать американцам, чтобы снять его пропагандистское воздействие? "Да, у наших женщин ничего этого нет! — говорит диктор. — Зато у них есть другое!" Идут кадры: женщина на веранде собственного дома в шезлонге с коктейлем в руках, женщина на теннисном корте, женщины на пляже в Майами. И все… Все поняли, что лучше отдыхать в Майями, чем пахать на тракторе!

Естественно, что информация должна соответствовать интеллектуальному состоянию аудитории, о чем нередко многие выступающие забывают, и аргументы способные убедить, скажем, рабочих в цехе, вряд ли подействуют на коллектив профессоров. Забавный пример управления обществом при помощи подбора слов привел И. Л. Викентьев в своей книге "Приемы рекламы и public relations". Он пишет: "Сенатор К. Паппер из штата Флорида потерпел на выборах поражение. Один из его противников, выступая перед аудиторией, заявил: "Все ФБР и каждый член конгресса знают, что Клод Паппер — бесстыдный экстраверт. Более того, есть основание считать, что он практикует непотизм по отношению к свояченице, сестра его была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и этому трудно поверить, но хорошо известно, что до женитьбы Паппер практиковал целибат". Избиратели возмутились, и К. Паппер потерял место в сенате".

Расчет строился на том, что американские граждане очень невежественны, и он целиком и полностью оправдался!

Долгосрочные контракты с Турцией придется соблюсти

"Да, но, а как же с Турцией!" — воскликнет иной нетерпеливый читатель и… тут-то как раз до нее дело и дошло. Начнем с того, что "договоры должны соблюдаться", поэтому вот так сразу рвать долгосрочные контракты вряд ли имеет смысл. Это говорит о ненадежном партнерстве и может быть использовано против нас самих.

Остается ответ в области, где наши интересы не пересекаются — туризм. Турки к нам отдыхать не едут, а вот нашим гражданам можно и порекомендовать туда не ездить и… просто запретить. Это полное наше право! Забота, кстати, об их же безопасности!

Это экономическое воздействие, и вот его-то и следует дополнить мероприятиями PR. Для их организации на территории каждой страны необходимо иметь… нет, не шпионов, конечно, но людей из местных, задача которых должна состоять всего лишь в установлении нужных контактов. С политиками, с оппозицией, с… ну мало ли с кем еще.

Через их посредство организуются встречи с лидерами оппозиции представителей "соответствующих структур". Те объясняют этим лидерам, что "настал ваш час, что есть шанс занять место правящей партии и место Эрдогана". А дальше уже дело "техники".

Например, что будет, если на улицах турецких городов вдруг появятся листовки, в которых на хорошем турецком языке будет написано следующее: "Эрдоган поставил личные интересы выше интересов народа! Кемаль Ататюрк так бы никогда не поступил!"

Текст на другой листовке еще интереснее: "У моего отца был отель, и в нем отдыхало много туристов из России. Теперь отель пуст, нет работы для горничных, официантов, поваров, охранников… Нет работы — нет денег! И меня теперь никто не берет замуж!" И фото красивой девушки с печальными глазами.

А по радио со спутника день и ночь идут передачи о том, кто, где, на сколько, и как нажился на всей этой историей с ИГИЛ, в то время как "простой турецкий народ нищает на глазах!" Тут главные слова "простой" и "народ". А дальше уже и демонстрации начались: "Такой "отец народа" нам не нужен! Эрдоган — уходи!"

Естественно, что действия на Востоке следует подкрепить действиями и на Западе. Что если тот же "Шарли Эбдо" опубликует серию карикатур вот такого содержания: "Желаешь свести счеты с жизнью? Поезжай на отдых в Турцию!" И, да, действительно — там же теперь все время что-то взрывается, количество терактов растет. То есть существует прямая угроза безопасности не только россиян, но и европейцев! Да и кормят там очень плохо: недопитое вино сливают и подают опять, виски — смешивают, водка — "паленая", мясо соевое. Уже сколько людей отравились в Турции спиртным, а теперь еще и теракты…

К газете "Шарли Эбдо" присоединяется германский журнал "Шпигель". На карикатуре мужчина стоит под петлей, свисающей с потолка, держит в руках пистолет и смотрит на рекламный плакат, обещающий отдых в Турции. Подпись под ним: "Достали мигранты, но хочу выбрать способ надежный!"

Плюс к этому и соответствующие статьи от тамошних "газетиров" и в Турцию не поедут уже не только россияне, но и немцы, голландцы и "прочие шведы". Убытки туристической индустрии Турции после этого будут настолько велики, что демонстрации протеста начнутся уже и сами по себе.

Соответственно информационное давление на западную общественность при этом нужно усилить. Как? Спонсировать появление статей: "Анталья — город призрак", "Города вымерших отелей", "Лето пришло, но пляжи пусты". И напротив, материалов иного рода, о том, как хорошо отдыхается тем же немцам в Испании, Португалии ("Я открыла для себя Португалию!") и на Мальдивских островах.

Экономическая неустойчивость страны сделает Турцию совершенно нежелательным партнером для ЕС, и о том, чтобы туда вступить, ей придется забыть еще на 30 лет. Ну, а оппозиции, которая придет к власти, нужно будет свое отношение к происходящему менять, "отдавать долги" и… "учить уроки", что "человек, живущий в стеклянном доме, не должен кидаться камнями в других!"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить