Летать над Украиной становится все опаснее

Недавно информационные агентства облетела новость о том, что на Украине похищены переносные зенитные комплексы "Игла". И как-то стало совсем неспокойно, особенно за безопасность украинского неба. Тем более, что печальные прецеденты в небе над Украиной в новейшей истории были. Авиакомпании РФ намерены облетать Украину. Но ведь над страной летают и иностранные авиаперевозчики.

Начнем с того, что с небом еще недавно украинского, а ныне уже российского Крыма в настоящее время все более-менее понятно. "Суверенитет теперь над Крымом российский, летать вполне безопасно будут по маршрутам, и никаких проблем я не вижу, — заявил в интервью Pravda. Ru эксперт международной организации гражданской авиации ИКАО, эксперт комитета по транспорту Государственной думы РФ Виталий Бордунов. — Давайте о реальной картине. Воздушная навигация предельно проста: вот территория государства, государственные органы управляют этим движением. Воздушные суда, которые совершают маршруты, об этом заранее получают соответствующие разрешения, регулярные и нерегулярные — и вперед! Больше ничего. А дело диспетчерских служб — отследить и посмотреть, прошел ли самолет нужную точку вовремя по плану".

Напомним, все управление воздушным движением в районе Крыма перешло в полном объеме в зону ответственности Симферопольского центра управления полетами. Об этом оповещены все российские и зарубежные компании, выполняющие авиаперевозки на полуостров.

В общем, Крым защищен от "воздушных неожиданностей". А вот по поводу воздушной безопасности на Украине никто из опрошенных Pravda. Ru экспертов (а их в целом было около десятка) не стал давать каких-то четких комментариев. Мол, ситуация в стране настолько непрогнозируема, что ничего конкретного сказать просто нельзя. Никто не знает, в каком состоянии находится украинское небо после Майдана.

Читайте также: Европилоты обойдутся без диспетчеров?

Впрочем вот одно мнение, очень показательное, хотя и довольно резкое. "Мне очень хорошо известны и пилоты, и сотрудники наземных служб киевских аэропортов Борисполь и Жуляны, а также харьковской, львовской и донецкой воздушных гаваней Украины. Еще в начале "нулевых" мне приходилось сотрудничать с ними в составе группы экспертов Международной организации гражданской авиации (ИКАО — Ред.). И скажу так: в то время это были специалисты высокого класса!" — рассказал заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, комментируя корреспонденту Pravda. Ru нынешнюю ситуацию в небе над Украиной. — Они вполне могли обеспечить и безопасность полетов воздушных пассажирских судов, и хороший сервис для пассажиров. Уверен, что хорошие пилоты и диспетчеры на Украине еще остались. Но…

Я бы не стал говорить, что сейчас на самой Украине с безопасностью воздушных перевозок все так уж радужно. Мне часто доводится общаться с коллегами, украинскими пилотами, они мои друзья уже очень много лет, несмотря ни на какие события, происходящие в их стране. То же касается и руководителей наземных аэропортовских служб, с которыми тоже общаюсь достаточно часто.

Так вот: украинских пилотов сейчас можно чаще встретить не на самой "рiдной неньке", а за штурвалом самолетов авиакомпаний других стран мира, от американских до российских. То же можно сказать и о специалистах диспетчерских, штурманских, навигационных служб. На данный момент могу сказать так: увы, безопасность украинского неба хотя бы в последние месяцы никем не гарантирована. И когда у нового правительства Украины дойдут руки до авиации, никому неизвестно… Посмотрите статистику авиапроисшествий на Украине только за последние годы — и вам все станет ясно!"

И раз российские эксперты не очень-то берутся оценивать реальную ситуацию с безопасностью воздушного движения на Украине, призовем на помощь сам украинский народ, а конкретно — интернетчиков. На память пришел интересный интернет-опрос, размещенный еще пару лет назад в одной из социальных сетей. "Какая проблема является главной в вопросе безопасности полетов гражданской авиации Украины?" — так звучит вопрос. Вариантов ответов, естественно, несколько.

"Подготовка молодого поколения" — эту кнопку нажало 24 процента принявших участие в этом интернет-голосовании (данные, чтобы лишний раз не "грузить" читателя, без десятых и сотых). "Возрастной фактор диспетчерского состава" — семь процентов. "Возрастной фактор летного состава" — менее трех процентов. "Комплекс факторов" — 23 процента. А вот то, что самой главной проблемой безопасности украинского неба является политика страны, — эту кнопку нажал ни много ни мало 41 процент проголосовавших!

Не менее интересны, чем результаты опроса, комментарии под ним. Общий их тон примерно одинаков, поэтому приведу только наиболее яркие.

"В Луганске аэропорт хорошо работает только накануне выборов! А военный аэродром подпадает под определение "поглощенные временем". Даже знаменитая авиационная школа распалась, в которой учился Чкалов. А таких школ в бывшем СССР было не так уж много! Жаль, конечно, что даже авиационный музей держится на энтузиастах, на работниках авиаремонтного завода!"

"Авиации Украины почти ж… и все из-за "Аэросвита" и "человека который отдыхает по субботам", Коломойского…

"А у Украины осталась авиация? Линейные пилоты готовятся в Латвии. Отечественных самолетов в стране пальцев на руках пересчитать хватит. Из более-менее приличных аэропортов — Борисполь, Донецк, да Днепропетровск с Симферополем. Остальное — курятники… Военные авиабазы заброшены, а если не заброшены, то разграблены. Какая на… авиация. Кто в стране из местного населения пользуется услугами авиаперевозчиков? На два борта в сутки наберется. Массово никто не летает. Дорого".

Читайте также: "Пилоты не извозчики, не таксисты воздушные"

"Политика страны виновата, на мой взгляд. Авиация, как говорится, дело рисковое, для развития отрасли должен быть госзаказ, но в это надо вкладывать бабки, правительству проще оставить только транзит (сделать рынок только потребительским), нежели развивать свое производство авиатехники, подготовку кадров и т. п.".

Ну и напоследок последуем приведенному выше совету бывалого летчика и посмотрим на статистику авиакатастроф на Украине, связанных как раз с уровнем обеспечения безопасности в небе Украины.

13 февраля 2013 года в Донецке произошла авиакатастрофа Ан-24, осуществлявшего рейс из Одессы. Из 52 человек на борту (считая экипаж) пятеро погибли, 26 обратились за медицинской помощью, из них девять были госпитализированы. Самолет выполнял внутренний чартерный рейс по доставке футбольных болельщиков из Одессы в Донецк на матч Лиги Чемпионов между командами "Шахтер" (Донецк) — "Боруссия" (Дортмунд).

9 декабря 2007 года в паре километров от взлетно-посадочной полосы киевского аэропорта "Жуляны" на поле совхоза "Совки" на будку сторожа рухнул чартерный самолет из Чехии. Погибли женщина-сторож, три пассажира и два пилота.

Авиакатастрофа российского пассажирского самолета Hawker HS-125 московской авиакомпании, произошедшая 2 января 2006 года недалеко Харькова, унесла жизни трех человек. Среди главных причин аварии назывались техническая неисправность и плохая координация наземных служб.

Катастрофа истребителя Су-27 украинских ВВС 27 июля 2002 года на авиашоу на аэродроме "Скнилов" недалеко от Львова во время выполнения фигуры высшего пилотажа обошла все телеэкраны мира. Самолет упал на толпу зрителей. 77 человек, из них 28 детей погибли, пострадавшими признаны 543 человека. Причина — ошибка пилотирования.

Но самая памятная авария, конечно, имела место 4 октября 2001 года, когда Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс по маршруту "Тель-Авив-Новосибирск, потерпел катастрофу над Черным морем. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, на высоте 11 тысяч метров самолет непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе