Северный морской путь: история освоения Россией

Северный морской путь: c Россией навсегда

Недавно в Арктике прошла уникальная десантная операция: 350 солдат и офицеров, а также боевая техника впервые в истории России десантировались в приполярной зоне. Это совпало с другим событием, связанным с освоением Арктики, — почти сто лет назад сквозным рейдом был пройден путь из Владивостока в Архангельск. Теперь этот маршрут называют Северным морпутем.

Для начала немного истории. Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, да и вообще между Западом и Востоком. Этот уникальный путь даже законодательством РФ определен как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике". Важность СМП переоценить трудно. И состоявшиеся накануне маневры российских десантников в Арктике как раз в числе прочего и были связаны с отработкой методов защиты этого морского пути.

СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина СМП пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 километров. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч километров. Сравните: через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч! Нетрудно пересчитать километры на деньги и понять насколько удешевляет СМП доставку грузов "туда-сюда". И, естественно, ускоряет. Ну, и все арктические порты по этому пути, собственно, в основном обеспечиваются. Так что без Севморпути и Арктику-то толком не освоить…

Первым из Атлантики в Тихий океан прошла Северным морским путем экспедиция на барке "Вега" Нильса Адольфа Эрика Норденшёльда, шведского (некоторые историки утверждают, правда, что финского) геолога и географа, еще в 18783–1879 годах. Причем эту экспедицию собирали, так сказать, интернационально — в нее вложился не только русский купец и золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, но и шведский предприниматель Оскар Диксон и даже шведский король Оскар II.

Читайте также: Санкционная война не растопит лед Арктики

Но вот первый в истории проход по СМП с Востока на Запад был совершен русскими, на русские деньги и на русских кораблях. Возглавил уникальную экспедицию Борис Андреевич Вилькицкий — русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики. Вот о нем-то, пожалуй, и стоит рассказать подробнее — его судьба поразительна.

Он родился в позапрошлом веке, жил в 12 странах, и после бурной жизни тихо скончался в преклонном возрасте в Брюсселе в 1961 году, когда уже было телевидение, когда открытый им Севморпуть уже вовсю использовался, когда на географических картах уже давным-давно в изобилии появилась его фамилия….

Борису Вилькицкому просто самой судьбой было предписано стать именно исследователем Русской Арктики. Родился в семье гидрографа, капитана Андрея Ипполитовича Вилькицкого (впоследствии генерал-лейтенант Корпуса гидрографов, начальник Гидрографического управления императорского флота). Борис Вилькицкий продолжил именно дело отца.

В честь Бориса Вилькицкого (причем еще при его жизни!) и, между прочим, его отца Андрея названы аж девять топонимов на карте Арктики. Девять раз на географических картах Арктики упоминается эта фамилия — настоящий рекорд! Самый знаменитый — пролив Вилькицкого между Таймыром и Северной Землей, есть также залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда).

Читайте также: Неизвестные факты освоения Русской Арктики

Борис Вилькицкий, идя по стопам отца, в 1904 году закончил Морской кадетский корпус, в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов на кораблях эскадры Тихого океана. В 1908 году закончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация) и был произведен в чин старшего лейтенанта. В 19083–1912 годах выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке. Кстати, Юрий Вилькицкий, сын Бориса, был кадетом Морского корпуса и тоже мечтал исследовать Арктику, но, увы, умер в юности. Профессия сыновей практически полностью повторила профессию отца, эдакая арктическая династия получилась.

В начале 1913 года капитан 2-го ранга Вилькицкий был назначен командиром ледокольного парохода "Таймыр" и помощником начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, в которую вошел еще и ледокол "Вайгач". Из-за внезапной болезни начальника экспедиции, морской министр в июле 1913 года возложил руководство именно на Вилькицкого.

Ледокольные пароходы "Вайгач" и "Таймыр" вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. Переход проходил в сложных гидрометеорологических, навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Такой нюанс: тогда же, во время зимовки, впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который был на борту в разобранном виде, однако, он вышел из строя в первом же испытательном полете.

По разным данным, сам император Николай II задачу пройти Северный Ледовитый океан с востока на запад даже и не ставил. Основной целью экспедиции Вилькицкого было просто выполнить съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана и выявить как таковые возможности мореплавания по Северному морскому пути. Но Вилькицкий с одной зимовкой этот путь все-таки прошел!

Читайте также: Десант в Арктике: На такое способны только русские

Та экспедиция открыла Землю Императора Николая II (ныне Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. Экспедиция прибыла в Архангельск 99 лет назад, 16 сентября 1915 года, когда Первая мировая уже вовсю полыхала. Печальный факт: материалы и документы этой уникальной экспедиции были эвакуированы в Ярославль и почти все погибли при артиллерийском обстреле города частями Красной армии во время подавления антибольшевистского восстания в этом городе. Правда, сохранились копии материалов, пригодившиеся полярникам уже в советское время.

Подробности той исторической экспедиции с востока на запад по Севморпути представлены в сети достаточно обильно: кто хочет, тот найдет. Но вот на нюансах биографии самого Бориса Вилькицкого, о которых пишут мало, все-таки задержимся.

В Первую мировую полярник командовал эсминцем "Летун", был произведен "за отличие" в чин капитана 1-го ранга, награжден Георгиевским оружием… Заметьте — не за беспримерное исследование Арктики, а за войну с германцами!

Грянула революция, и в июне 1918 года он был назначен начальником советской гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России. Вилькицкий выехал в Архангельск, и в августе 1918-го и вдруг… перешел на сторону Северного правительства, игнорировавшего Советы! Ну, а правительство Верховного управления Северной области, в 1919 году произвело Бориса Вилькицкого в чин контр-адмирала.

Читайте также: Как подводники удивляли полярников

При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19-21 февраля 1920 года Вилькицкий как раз и руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом "Косьма Минин" с пассажирами на борту и буксируя яхту "Ярославна" в сопровождении ледокола "Канада". По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, приняв под свою команду еще пароходы "Кильдин" и "Ломоносов", которые вышли из Мурманска, 26 февраля 1920 года адмирал Вилькицкий привел корабли с военнослужащими Северной армии и беженцами в Норвегию, в фьорд порта Тромсё…

После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Вилькицкий героически привел свой ледокольный пароход "Косьма Минин" и сопровождавшие его пароходы вокруг Европы в Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота Русской армии генерала Врангеля. Но победа в гражданской войне улыбнулась Красной армии, и Вилькицкий эмигрировал.

Жил в Англии, Голландии, бывал в Германии. Кстати, именно тогда именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амундсена в 1919 году. Жизнь помотала его — бывший русский контр-адмирал был капитаном английских, немецких, шведских судов в частных судовладельческих компаниях, работал гидрографом даже в Бельгийском Конго в качестве начальника гидрографической бригады.

А приехав в Брюссель и осев там надолго, он вел на удивление скромную жизнь бухгалтера и преподавателя русского языка. Скончался в Брюсселе в 1961 году, но 20 ноября 1996 года прах Бориса Андреевича Вилькицкого был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилами его отца Андрея Ипполитовича и младшего брата Юрия Андреевича… Рекордная арктическая династия упокоилась все-таки в России в полном составе.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить