Помимо Раисы, важной женщиной в жизни Горбачева была Тэтчер

Горбачевы: Тэтчер была соперницей Раисы?

"Правда.Ру" продолжает публиковать главы из книги "Любовь, брак и судьба". Карьера Михаила Горбачева всегда развивалась стремительно: он буквально перескакивал с одной должности на другую, нигде подолгу не задерживаясь. Судьба как будто готовила его для главного поста. Что тут стало определяющим: личное везение, поддержка жены, помощь покровителей? Наверное, все это и что-то еще.

Читайте предыдущие главы о Михаиле и Раисе Горбачевых:

Чета Горбачевых: миссия — разрушить СССР

Чета Горбачевых — партячейка общества

Горбачевы: идеальная жена для разрушителя

Чета Горбачевых: под парусом судьбы

Горбачев страдал манией величия Раисы

Во всяком случае был в его жизни человек, который с полным на то основанием мог произнести фразу: "Мы сделали Горбачева генеральным секретарем". Этим человеком, как ни удивительно, стала женщина — британский премьер Маргарет Тэтчер, оказавшая на него сильное влияние и сыгравшая колоссальную роль в его судьбе.

Они познакомились в феврале 1984 — на похоронах Юрия Андропова. И это тоже было символично — как будто Андропов — его покровитель в кремлевских коридорах власти — "передал" Горбачева с рук на руки Маргарет Тэтчер, которая станет его "Вергилием" в самых высших эшелонах мировой политики. Знакомство оказалось удачным — уже осенью советскую делегацию пригласили в Лондон после долгого периода охлаждения между Великобританией и СССР. Но было поставлено одно важное условие: премьер-министр встретится с главой делегации, если им будет Горбачев. Естественно, он и им и стал. Полетел туда вместе с женой — для нее пришлось просить специальное разрешение у тогдашнего генерального секретаря Черненко.

Переговоры прошли очень успешно. Горбачева пригласили в Чеккерс — загородную резиденцию, где обычно принимают особо важных гостей. Встреча проходила в узком составе: Горбачев, Тэтчер и несколько помощников. Леонид Замятин, принимавший участие во встрече, вспоминал, как Тэтчер одним своим жестом смела все формальные преграды между ними: скинула туфли и поджав ноги, уютно устроилась в кресле у камина. После этого было бы странно и неуместно говорить по заранее приготовленным бумажкам. Именно после переговоров в Чеккерсе Тэтчер произнесла свою знаменитую фразу: "С этим человеком можно иметь дело. Ему можно верить".

Что же такого случилось в Чеккерсе между Горбачевым и Тэтчер, что позволило им стать чуть ли не близкими друзьями? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть их совместную карту. И опять мы видим то, что смело можно назвать знаком судьбы. Тэтчер своим Солнцем (в Весах) попадает Горбачеву прямо на одну из крестовых точек — Нисходящий узел (вспомним, что на другой крестовой точке — Марс Раисы Горбачевой). Нисходящий узел говорит о прошлой жизни человека и с астрологической точки зрения Тэтчер — человек из прошлой жизни Горбачева. Но не просто человек, а учитель, который уже прошел свой путь и теперь сам должен указать дорогу.

Юпитер Тэтчер находится в другой крестовой точке Михаила Горбачева — на его Сатурне, а значит, она дает ему удачу в его главной кармической задаче — разрушении старой власти.

То есть она, как и супруга Раиса, абсолютно неслучайный человек в его жизни. Их "судьбоносная" встреча состоялась буквально за несколько месяцев до избрания Горбачева генсеком партии. "Мы сделали Горбачева генеральным секретарем", — как-то заметила Тэтчер. И в этом есть доля правды. Она открыла перед ним двери западной политики, стала его "поручителем" перед лидерами западных держав и в первую очередь США, "вывела" на орбиту, поддержала все его начинания. Именно благодаря ей, он стал политиком мирового масштаба. Тау-квадрат, как мы говорили встречается в карте многих сильных личностей, но его можно сравнить с динамитом: чтобы он взорвался, нужно привести в действие детонатор. У Горбачева таких детонаторов оказалосьдва — на один "давила" Тэтчер, на другой — Раиса.

Но и сам Горбачев не был только лишь объектом для воплощения честолюбивых замыслов госпожи Тэтчер, желавшей разрушить коммунистическую систему. Своим Марсом он попадал ей на Восходящий узел. То есть и он был для нее человеком из будущего, а также нравился ей как мужчина и как человек. Ей было интересно обсуждать с ним свои идеи — "прокатывать" их на нем. Недаром Раиса Максимовна ревновала своего мужа к Тэтчер. В 1993 году газета Sunday Times написала со ссылкой на бывшего охранника Горбачева, что жена генсека "страдала от приступов ревности к Тэтчер".

Конечно, она ревновала его не к женщине как таковой, а к сильному конкуренту, который впервые за всю их семейную жизнь оспаривал ее влияние на мужа. Кстати, Марсы Тэтчер и Горбачевой делали квадратурный аспект друг к другу. А это всегда соревнование. А с учетом того, что у обеих была яньская "мужская" карта, конкуренция между ними была нешуточная. И Тэтчер это прекрасно чувствовала и могла при случае "щелкнуть" Раису по носу, демонстрируя свои теплые и доверительные отношения с ее мужем.

Совместная карта Горбачева и Тэтчер — это еще один вариант отношений между мужчиной и женщиной. Семейных cоюзов на таких аспектах не создают, а вот для покровительства это очень удачный вариант. И вообще, когда включаются Узлы, как в данном случае, это очень мощные завязки. В семье Горбачевых до сих пор хранятся все поздравительные открытки от Маргарет Тэтчер — без сомнения, они были написаны с самыми искренними чувствами.

Правда, главному она Горбачева все же не научила — как не только ломать, но и создавать. Видимо, даже ей это было не под силу. Уже покинув пост премьер-министра, Тэтчер приезжала в Москву для встречи со своим протеже. По словам ближайших помощников, она произнесла тогда не просто фразу, а приговор: "Так много слов сказано, но ведь нужны еще дела". Горбачев тогда разозлился и в сердцах обозвал ее на Политбюро "нахальной бабой".

Но ведь это была правда. Горбачева всегда отличала невероятная вера в силу слова. При таком сильном Меркурии — в королевском градусе — по-другому и не могло быть. "Его многословие — от желания быть понятым", — защищала мужа Раиса Горбачева в своей книге. А еще — от ораторского дара, который поначалу завораживал слушателей, а под конец пути стал страшно раздражать — как заезженная пластинка своим повторением одного и того же. Лучшим агитатором, пропагандистом, а точнее, проповедником перестройки, разумеется, был сам Горбачев. Слово стало главным инструментом перестройки. Недаром он начал со свободы слова и гласности. Ему казалось, что одного этого достаточно, чтобы общество само начало перестраиваться в нужную сторону.

Писатель Федор Бурлацкий объяснил это так: "Он был глубоко убежден, что политическая свобода раскрепостит людей и обеспечит активность общества, а затем и современный уровень производства и жизни каждого человека". Недаром, по утверждению его пресс-секретаря Андрея Грачева, самой ценной своей наградой он считал награду имени другого знаменитого проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Очередную главу читайте в следующую субботу, 17 декабряк публикации подготовила Светлана Сметанина

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить